Облако тегов

Сегодня, очередной раз отвечая на письмо потенциального заказчика, я поняла — я пишу одно и то же по 2-3 раза в день. Поэтому решила сделать отдельный пост и давать на него ссылку всем заинтересованным лицам. Вы тоже можете на него ссылаться! Суть поста в том, что заказчик просит гарантий, которые от автора текстов не зависят.

Я понимаю, что заказывая любую работу, человек хочет получить какой-то результат. Но я так же понимаю, что есть ряд специальностей: педагогика, психология, медицина, в которых усилия специалиста и конечный результат зачастую между собой не взаимосвязаны.

Обладая медицинским образованием, я знаю, что подавляющее болшинство врачей хотят, чтобы пациент выздоровел или, по крайней мере, почувствовал облегчение. Но практика показывает, что в процесс лечения вмешиваются многие внешние факторы и некоторые внутренние особенности организма, которые могут свести на нет все усилия врачей, операций и препаратов. Знаете — если вы курильщик с большим стажем, то сложно обвинить врача в том, что он не смог вылечить вас от рака легких!

Сотрудничество с копирайтером — это как сотрудничество с врачом. Или вы ему доверяете или нет. Доверие не дает гарантий. Но без него вас не устроит никакой вариант и никакой результат работы!

Я допускаю, что текст может не попасть в ваши ожидания, но эта проблема решается предварительным четким ТЗ. Если задание выполнено по ТЗ, то копирайтер сделал свою работу и вправе получить свой гонорар.

Конечно, я понимаю, что критерий «нравится-не нравится» может быть определяющим по отношению к любой выполненной работе. Но, согласитесь, что он субъективен и совершенно не отражает качество самой работы.

Например, вы покупаете пирожное, едите его и оно вам не нравится. Что дальше? Вы просто больше не будете покупать эти пирожные. И даже если ваши знакомые или друзья начнут вам их нахваливать — вы будете отказываться. icon wink

Другой вариант: вы представляете себе — каким должно быть идеальное пирожное — сколько в нем должно быть сахара, начинки, крема, какой должна быть его форма, цвет, размер, запах. Кондитер делает для вас пирожное по вашему описанию.  Вы его едите — и... оно вам снова не нравится! Что это значит? Скорее всего — вы не совсем точно определили — что на самом деле вам нужно. Ведь пирожное сделали точно по вашему описанию! А может быть, когда вы писали ТЗ повару, ваше настроение было иным, чем тогда, когда вы ели это пирожное. А может вы заказывали это пирожное, чтобы есть его вместе с любимой, а она накануне вас бросила и вам приходится есть пирожное в одиночестве...

Причин для неудовольствия — масса. Но все они субъективны. И никак не отражают общей картины. Пирожное может быть образцом совершенства! Но лично Вас оно не устроило. И это, кстати, не повод требовать у кондитера деньги назад.

Один мой заказчик написал мне, что у него «в представлении есть конечная картина того, что я хочу видеть от реализации данных проектов.» Но, думаю вы понимаете, что написание текста и «результат реализации проектов» — это вовсе не одно и то же!

Вы, как заказчик, можете получить текст от пяти копирайтеров; разместить все эти тексты на сайте; поставить в каждый из них уникальный номер телефона и посмотреть — с какого текста пойдет больше звонков, а с какого — больше продаж.  Самый прибыльный текст вы оставите — а остальные — просто уберете. Этот вариант покажет вам, что, возможно, тот текст, который вам не нравился принес вам максимум прибыли. Но никто вам заранее не скажет, какое сочетание слов даст вам больше всего прибыли.

Возьмем другой вариант. Вы размещаете на сайте забойный, с вашей точки зрения текст, а звонков и продаж нет. На самом деле может оказаться, что люди делают заказ, но при регистрации возникает какая-то проблема и человек просто бросает попытки заказать у вас товар. Или ваш телефон не отвечает. Или отвечает, но звонящего встречает отвечающий, который совершенно не в состоянии принять заказ. А может ваш товар никому не нужен даже при наличии продающего текста! Текст тут, как вы понимаете — вовсе не при чем.

Между текстом, написанным копирайтером и реальными продажами есть прослойка, которая определяется массой факторов, включающих видимость вашего сайта в интернете, реальный интерес к вашей продукции, его стоимость по сравнению с конкурентами, ожидания вашего потенциального покупателя и так далее...

А копирайтер просто пишет текст. Он работает, выполняет поставленную Вами задачу, тратит на это время и, значит, его работа должна быть оплачена. Но он не может гарантировать вам последующие продажи или прыбыль. icon wink ))

Возвращаясь к разговору о враче могу сказать, что врач будет давать вам лекарство, делать операции и прилагать все усилия к вашему выздоровлению. Но гарантировать вам 100% выздоровление он не в состоянии. Это в компетенции более высоких инстанций. icon wink

У меня достаточно высокая репутация, которая сама по себе, я уверена, может служить гарантией качественного выполнения работы. Но гарантировать вам, что после покупки у меня одного текста ваш принесет вам такую прибыль, что вы будете остаток дней доживать на Канарах — я не могу. Это не в моих силах.

Я могу только, как и любой другой человек, честно выполнить свою работу в рамках оговоренного бюджета и ТЗ, прилагая к выполнению работы все свои силы, знания и умения.

Разрешите на этом закончить открытое письмо к заказчикам. Жду ваших ответов в комментариях.

Popularity: 2% []

34 комментария на “Открытое письмо к заказчикам текстов!”

  • lightg ;) С чувством вины работать нужно! ;) ))) Иначе быстро потеряешь профессионализм.

  • Константин пишет:

    Похоже на попытку снять с себя часть обязательств. Клиент всегда прав — вы слышали о таком?)

  • Константин Клиент, конечно, всегда прав. Но представьте — вы хозяин магазина, к вам приходит клиент и начинает прямо в торговом зале пробовать... к примеру вино! Одну бытылку открыл, попробовал — «не нравится», другую открыл — «не нравится», третью, четвертую! Напился ;) ! А потом говорит — мне ничего не понравилось — платить не буду — все вино — дерьмо!

    Как по вашему — этот клиент прав?

  • Кира пишет:

    В чем-то я с вами согласна, Наталья. Но мне вот что интересно... Я копирайтом три года занимаюсь. За это время мне почему-то ни разу не приходилось объяснять заказчику все то, что вы описали, и уж тем более никакого чувства вины. Если есть какие-то претензии к качеству — я лучше доработаю, чем буду вступать в длительную и бессмысленную дискуссию.

    В моем понимании, задача копирайтера не четко выполнить ТЗ, а написать продающий текст, который ПОНРАВИТСЯ заказчику.

    Многие заказчики ведь просто не умеют составлять ТЗ. Их не надо в этом обвинять, лучше помочь сформулировать свои пожелания.

  • Константин пишет:

    Ну зачем такие утрированные примеры?)))

    Вот вы целое письмо написали о том, что заказчик не прав. Зачем? Чтобы доказать, что вы выполнили свою работу как подобается? Результат ведь останется неизменным — недовольный клиент. Да, тут мало того что недовольный, так еще и виноватый)