Обращайтесь!

Чем отличается «обычный» журналист от веб-журналиста? Ответим просто: это две разные профессии. Конечно, онлайновым журналистом может стать и офлайновый специалист, но с учётом серьёзных требований к переподготовке. Увы, пока сохраняется миф о том, что главное – уметь искать информацию и оформлять её в текст, и совершенно не учитывается специфика поиска и написания текста именно в интернете.

Профессионал же подтвердит: мнение о том, что достаточно получить профильное образование, подключиться к провайдеру и , чтобы претендовать на вакансию веб-редактора – всего лишь иллюзия.

Прежде чем браться за веб-журналистику, следует убедиться как минимум в трёх вещах. А именно: что вы действительно знаете интернет (а не просто научились вводить запрос «в контакте» или в строку поиска), умеете им пользоваться (то есть заставить служить своим целям и задачам), а также обладаете навыком работы на компьютере и в сетях. На первый взгляд всё это очень легко, но на самом деле – далеко не так, а оценить адекватно свои знания не каждый в силах. Ещё одно обязательное требование к веб-журналисту – способность к постоянному самообразованию и непрерывное «повышение квалификации». Интернет меняется стремительно, и человек, не умеющий переучиваться, всегда будет «в хвосте».

Заново учиться приходится методам навигации, изучать вновь появляющиеся информационные ресурсы и перемены в структуре старых, технологии представления знаний, программные продукты и их модификации, стандарты и правила… Иногда глобальную сеть даже сравнивают с Зоной в культовом фильме «Сталкер» А. Тарковского, где тоже все менялось и обновлялось в зависимости от ее посетителей. Требования к гипертексту в корне отличаются от параметров обычных, бумажных носителей – здесь иная логика написания, иное понимание ключевых терминов (таких, например, как ссылка). Даже оборудование рабочего места у веб-журналиста будет другим, нежели у сотрудника редакции.

Веб-журналисту необходимо знать, что подготовка материала к выкладке на сайт подразумевает его структурирование в соответствии с правилами логического дизайна. Иными словами, текст такого рода включает в себя графику и гипертекстовые связи. Прошло то время, когда содержанием публикации и ее гипертекстовым оформлением занимались разные сотрудники. Теперь к профессионалу предъявляется требование мыслить и писать, ориентируясь на веб-страницы – и в этом есть смысл. Иначе веб-журналистика так и будет оставаться безликим электронным «клоном» бумажного издания. Веб-журналист обязан знать, что такое SEO (иначе как заточить текст по ключевым словам?), ориентироваться в функциях конкретных программных продуктов, следить за их обновлениями, понимать особенности собственного сайта. «Книжная» традиция работы с текстом здесь не поможет, не правда ли?

Комментарии запрещены.