Обращайтесь!

Это пост о том, как заказчик пытается экономить деньги на том, на чем экономить не следует. И что потом из этого вытекает. В общем — рассуждения на тему, которая меня зацепила. По мотивам форумов…

Предыстория или три в одном

Конечно, в наш век экономии всего и во всем товары типа «три в одном» — самый современный тренд. Кофе+сахар+молоко = просто добавь воды — экономят то ли площадь на кухне, то ли место в чемодане путешественника. Оборудование, совмещающее в себе несколько функций: принтер+ксерокс+факс+сканер — экономит место на столе и под столом (в том смысле, что устройств — четыре, а шнур в розетку — всего один). И вот еще — , которые обрудованы фотоаппаратами, диктофонами, плеерами, радио и тому подобными полезными функциями. Ну, действительно, зачем таскать в сумке 5 приборов и пять зарядных устройств к ним? Одна-единственая заменит все эти гаджеты и при этом не будет весить в пять раз тяжелее и даже не потребует в пять раз больших энергозатрат.

При этом всем кажется само собой разумеющимся, что этот самый прибор «5 в одном» будет стоить подороже, чем каждый по отдельности. И никто этим не возмущается. Никто не сердится, если телефон, купленный за 1000 рублей не будет уметь фотографировать. Вы спросите — к чему я это пишу? Перехожу ко второй части.

История первая — журнальная

Есть некий журнал. Его нужно сверстать. Для этого нужен верстальщик. А еще над журналом обычно работает куча народа: дизайнер, фотограф, журналисты, редактор, корректор и еще кто-то важный и нужный. Они как отдельные гаджеты — каждый выполняет свою небольшую, но важную функцию, что и помогает в конечном итоге сделать полноценное печатное издание.

Бывает, что издательство бедное. Тогда можно попытаться на чем-то сэкономить. Например — воспользоваться не профессиональной фотосъемкой, а нашлепать все мыльницей. Или картинки украсть из интернета и сэкономить на художнике. Но все равно — нужен будет редактор и верстальщик. Редактор в данном случае выступает как заказчик, а верстальщик — исполнителем. Редактор притаскивает материалы, на пальцах поясняет что куда ставить (на дизайнере тоже экономили), а верстальщик делает изделие.

При этом возможны разные чудеса. Например — сверстать на 4 полосы статью на 40 000 знаков, да еще снабдить ее 10-ю иллюстрациями, причем каждая из них на четверть полосы, а шрифт мельчить нельзя. Таких «чудес» по ходу верстки обнаруживается довольно много. Поскольку на арт-директоре тоже экономили — верстальщику предлагают поискать картинки в инете (то есть украсть у кого-то) самому. Он отказывается — заказчик обижается. И так продолжается две недели. Потом журнал сдается в печать. Потом из типографии приходит тираж. И тут начинается самое интересное. Оказывается на корректоре тоже экономили, а редактор при этом экономил свое время и журнал вычитывать не стал. А в печатной версии — ошибки, и даже от одной статьи кусок «потерялся».

Как вы думаете — кто виноват? Конечно гаджет, то есть, простите — верстальщик. Он же был «триводном», причем за стоимость недорогого верстальщика. То есть редактор думала, что он «триводном», а он делал только то, что умеет и то, за что получает оплату, поскольку о редактировании, вычитке и прочих манипуляциях речи никто не вел. А даже если бы и вел. Каждый гаджет, то есть профессионал — он точно знает пределы своих возможностей. И делает то, что умеет. А попытки экономить на зарплате для других гаджетов приводят к тому, что тиражи будут запороты, в самом плохом смысле этого слова.

История вторая — онлайновая

Вы уже догадались — о чем я? Ну примерно о том, что «мне нужны тексты… а вы найдите к ним картинки (штук 500 ;)), а как насчет продвижения по этим же ключевикам?» — и это все за одну цену, без дополнительной оплаты… А потом обида — мол «я думал, что продвижение входит в стоимость текстов».

Вы скажете — от таких ситуаций спасает договор? А вот и нет! Несмотря на то, что там черным по белому написано, что он заключен на верстку (написание текстов). «А разве корректура (продвижение) не входят в стоимость верстки (написания оптимизированных текстов)?»

Вы удивляетесь — я нет! Экономия — это тренд! А против тренда нет приема, если нет другого тренда! А его пока нет!

Послесловие или «о гаджете бедном замолвите слово»

Тренды трендами, а экономия должна быть разумной. Верстальщик вполне имеет право не знать — в какие места ставить запятые. А копирайтер может и не быть оптимизатором. Но многие знают только то, что экономия — тренд нашего времени! Поэтому в одну и ту же сумму нужно впихнуть все, что можно.

Тем, кто пытается так делать, хочу напомнить сказку про семь шапок из одной шкуры. То есть сшить-то шапки можно. Но результат вам не очень понравится!

Так что решайте сами — что вам важнее — тренд или качество работы.

Удачи!

Комментарии (5) на “Экономия должна быть… экономной, или тренд нашего времени!”

  • Руслан:

    Понимаю, вы услуги продаете, а я их покупаю. Ведь дело в том, что спрос и предложение тут не в дисбалансе. Если есть человек, ГОТОВЫЙ сделать это, то я буду дураком не попросить его выполнить то, что в его силах.

  • :

    Действительно, часто подразумевается что статья будет сама себя раскручивать по ключевикам, а копирайтер тесно знаком с seo оптимизацией и применяет её во всех своих статьях.

  • Андей:

    Просить выполнить несложную организационную работу (я не говорю об услуги отдельной специальности!) это то,что просят выполнить в офисе, чтобы остальным было легче работать с материалом.
    Но в интернете этого нет, так что вот ваш тренд.

  • :

    Наталья, у заказчиков на продвижения сайта примерно то же самое. Платят за ТОп 10 — требуют Топ 3. Платят за 5 ВЧ — требуют нахождение в ТОпе еще по 20 СЧ. Платят только за вывод в ТОп, требуют бесплатную поддержку. А по поводу текстов вообще ситуация сложная — считают, что качественные тексты как элемент оптимизации сайта нужны НАМ а не заказчику, и отказываются вносить плату за них в бюджет продвижения. Но не все так плохо, не все такие :).

  • Лена Камская Лена, Я всегда стараюсь четко разграничить все услуги. Прописываю их в ТЗ. Но все равно попадаются «экономисты» ;)))
    Удачи вам в работе!