Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики потребитель имеет возможность выбирать, у кого приобретать нужные ему товары, и какого поставщика услуг предпочесть.
Это утверждение касается любой сферы, выбираются ли , или планируется приобретение бытовой техники. Какие же факторы являются решающими, когда потребитель делает свой выбор между поставщиками аналогичных по содержанию товаров или услуг? Конечно, свою роль играет цена. Но многие все же предпочитают сегодня обращать внимание, в первую очередь, на качество. Поэтому то предприятие, которое сможет и обеспечить высокое качество своей продукции, и убедить потребителей в том, что ее продукции по этому показателю действительно нет равных, всегда будет иметь преимущество перед другими. Однако, учитывая современную важность такого понятия, как качество, возникает вопрос: как определить само это понятие? Проще всего, наверное, было бы охарактеризовать качество того или иного товара с точки зрения того, насколько оно соответствует определенным стандартам. Но требования к товару могут со временем меняться, да и устанавливаемые стандарты подчас достаточно субъективны. Подобный подход сложно считать приемлемым в условиях рыночной экономики, в которой основным критерием являются требования потребителей. Качественным, в этих условиях, может считаться не тот товар, который соответствует установленным кем-то критериям, а тот, который максимально удовлетворяет потребности покупателей, его приобретающих. В связи с этим, можно дать другое, более актуальное определение качества товара: это способность максимально полно удовлетворять потребности покупателей. Зачастую товар, который может не подходить под традиционные стандарты качества, установленные предприятием, может вызывать большой интерес покупателя.
Компании, которые в определении качества своей продукции используют подобный подход, нуждаются в выработке новой стратегии. Концентрируясь на потребностях клиента, компания, принимая любое решение, должна обязательно учитывать то, как оно отразится на качестве продукции. Важно также сконцентрироваться на достижении качества всех протекающих на предприятии процессов, начиная от приемки сырья, и заканчивая принятием управленческих решений. Вклад в формирование высокого качества готовой продукции должен вносить каждый сотрудник, независимо от занимаемой должности и выполняемых обязанностей. При этом, он должен быть заинтересован в том, чтобы качество стабильно улучшалось. Именно непрерывное улучшение считается одним из важных элементов современной стратегии управления качеством, которая носит не статичный, а динамичный характер. В ходе контроля за процессами иногда приходится выявлять определенные недостатки – они должны оперативно устраняться. Кроме того, меняться могут и требования потребителей к выпускаемой продукции — подобные изменения должны также тщательно отслеживаться.
Такой подход к обеспечению качества продукции может считаться универсальным, м использовать его могут любые предприятия, независимо от того, в какой сфере они ведут свою деятельность. Именно этот подход и лег в основу международных стандартов, которые известны в настоящее время как ISO9000.
Важность стандартизации подхода к качеству, плодами которого могли бы пользоваться и поставщики, и конечные потребители, можно проиллюстрировать, рассмотрев два основных подхода к оценке качества работы исполнителей или поставщиков услуг. Первый из них – это контролировать весь процесс выполнения заказа, что будет связано со значительными расходами. Второй – полностью доверить исполнителю обеспечение качества, и сэкономить, таким образом, средства на осуществлении личного контроля. Однако в этом случае остается риск, что работа будет выполнена некачественно, и заказчик или покупатель понесет связанные с этим убытки. Но все же, если рассматривать эти два вида в широкой перспективе, второй видится более приемлемым. Однако он подразумевает определенную степень доверия, которое партнеры будут питать друг к другу. Для того, чтобы это доверие было долгосрочным, необходимо, чтобы риск получения некачественного товара был минимальным. Этой цели и служат различные международные системы сертификации, в частности, система сертификации менеджмента качества.
Универсальные стандарты качества впервые начали использоваться с 1987 года. Основой их стали стандарты, которые министерство обороны США применяло для того, чтобы контролировать качество работы предприятий, где размещались оборонные заказы. В течение последних нескольких лет версии стандартов постоянно обновлялись и совершенствовались. Версия ISO 9000 предназначена исключительно для сертификации полномасштабных систем.
В основу этого стандарта легла именно философия доверия, которая построена на экономической эффективности. Результатом его применения является более рациональное использование возможностей любого предприятия, а при массовом применении – и экономики в целом. Предприятие, которое работает с поставщиками, обладающими подобной сертификацией, может быть с большей долей вероятности уверено в качестве их продукции и услуг. То есть уровень доверия к сертифицированным по этому стандарту организациям и предприятиям значительно повышается.
Как известно, управление качеством – это одна из сфер управления деятельностью организации, благодаря которой качество продукции поддерживается на оптимальном уровне. Данная система формируется индивидуально на каждом предприятии. Если построение системы качества ведется по стандартам ISO 9000, то она может получить официальную сертификацию. Однако необходимо понимать, что само по себе получение сертификата не является гарантом качества всей выпускаемой предприятием продукции, аналогом известного советского «знака качества». Наличие подобного сертификата является только показателем того, что на данном предприятии система контроля качества организована в соответствии с принятыми международными стандартами, и ей обеспечивается оптимальное функционирование. Так как сертификаты качества выдаются специальными аккредитованными организациями, то все участники рынка имеют возможность им доверять.
Сертифицировать можно систему контроля качества любого предприятия или организации, а сами стандарты являются унифицированными для использования, независимо от того, какая продукция выпускается или какие услуги оказываются. С одинаковым успехом может быть сертифицирована и организация, предлагающая и предприятие, которое выпускает мясную продукцию. Согласно стандартам ISO 9000 формируется сама система менеджмента качества на том или ином предприятии. А уже ее задачей является обеспечение такого качества продукции, которое сделало бы ее конкурентоспособной на рынке своей страны или на международном рынке.