Блог свободен от NOFOLLOW!

Открытое письмо к заказчикам текстов!

Сегодня, очередной раз отвечая на письмо потенциального заказчика, я поняла — я пишу одно и то же по 2-3 раза в день. Поэтому решила сделать отдельный пост и давать на него ссылку всем заинтересованным лицам. Вы тоже можете на него ссылаться! Суть поста в том, что заказчик просит гарантий, которые от автора текстов не зависят.

Я понимаю, что заказывая любую работу, человек хочет получить какой-то результат. Но я так же понимаю, что есть ряд специальностей: педагогика, психология, медицина, в которых усилия специалиста и конечный результат зачастую между собой не взаимосвязаны.

Обладая медицинским образованием, я знаю, что подавляющее болшинство врачей хотят, чтобы пациент выздоровел или, по крайней мере, почувствовал облегчение. Но практика показывает, что в процесс лечения вмешиваются многие внешние факторы и некоторые внутренние особенности организма, которые могут свести на нет все усилия врачей, операций и препаратов. Знаете — если вы курильщик с большим стажем, то сложно обвинить врача в том, что он не смог вылечить вас от рака легких!

Сотрудничество с копирайтером — это как сотрудничество с врачом. Или вы ему доверяете или нет. Доверие не дает гарантий. Но без него вас не устроит никакой вариант и никакой результат работы!

Я допускаю, что текст может не попасть в ваши ожидания, но эта проблема решается предварительным четким ТЗ. Если задание выполнено по ТЗ, то копирайтер сделал свою работу и вправе получить свой гонорар.

Конечно, я понимаю, что критерий «нравится-не нравится» может быть определяющим по отношению к любой выполненной работе. Но, согласитесь, что он субъективен и совершенно не отражает качество самой работы.

Например, вы покупаете пирожное, едите его и оно вам не нравится. Что дальше? Вы просто больше не будете покупать эти пирожные. И даже если ваши знакомые или друзья начнут вам их нахваливать — вы будете отказываться. ;)

Другой вариант: вы представляете себе — каким должно быть идеальное пирожное — сколько в нем должно быть сахара, начинки, крема, какой должна быть его форма, цвет, размер, запах. Кондитер делает для вас пирожное по вашему описанию.  Вы его едите — и... оно вам снова не нравится! Что это значит? Скорее всего — вы не совсем точно определили — что на самом деле вам нужно. Ведь пирожное сделали точно по вашему описанию! А может быть, когда вы писали ТЗ повару, ваше настроение было иным, чем тогда, когда вы ели это пирожное. А может вы заказывали это пирожное, чтобы есть его вместе с любимой, а она накануне вас бросила и вам приходится есть пирожное в одиночестве...

Причин для неудовольствия — масса. Но все они субъективны. И никак не отражают общей картины. Пирожное может быть образцом совершенства! Но лично Вас оно не устроило. И это, кстати, не повод требовать у кондитера деньги назад.

Один мой заказчик написал мне, что у него «в представлении есть конечная картина того, что я хочу видеть от реализации данных проектов.» Но, думаю вы понимаете, что написание текста и «результат реализации проектов» — это вовсе не одно и то же!

Вы, как заказчик, можете получить текст от пяти копирайтеров; разместить все эти тексты на сайте; поставить в каждый из них уникальный номер телефона и посмотреть — с какого текста пойдет больше звонков, а с какого — больше продаж.  Самый прибыльный текст вы оставите — а остальные — просто уберете. Этот вариант покажет вам, что, возможно, тот текст, который вам не нравился принес вам максимум прибыли. Но никто вам заранее не скажет, какое сочетание слов даст вам больше всего прибыли.

Возьмем другой вариант. Вы размещаете на сайте забойный, с вашей точки зрения текст, а звонков и продаж нет. На самом деле может оказаться, что люди делают заказ, но при регистрации возникает какая-то проблема и человек просто бросает попытки заказать у вас товар. Или ваш телефон не отвечает. Или отвечает, но звонящего встречает отвечающий, который совершенно не в состоянии принять заказ. А может ваш товар никому не нужен даже при наличии продающего текста! Текст тут, как вы понимаете — вовсе не при чем.

Между текстом, написанным копирайтером и реальными продажами есть прослойка, которая определяется массой факторов, включающих видимость вашего сайта в интернете, реальный интерес к вашей продукции, его стоимость по сравнению с конкурентами, ожидания вашего потенциального покупателя и так далее...

А копирайтер просто пишет текст. Он работает, выполняет поставленную Вами задачу, тратит на это время и, значит, его работа должна быть оплачена. Но он не может гарантировать вам последующие продажи или прыбыль. ;) ))

Возвращаясь к разговору о враче могу сказать, что врач будет давать вам лекарство, делать операции и прилагать все усилия к вашему выздоровлению. Но гарантировать вам 100% выздоровление он не в состоянии. Это в компетенции более высоких инстанций. ;)

У меня достаточно высокая репутация, которая сама по себе, я уверена, может служить гарантией качественного выполнения работы. Но гарантировать вам, что после покупки у меня одного текста ваш принесет вам такую прибыль, что вы будете остаток дней доживать на Канарах — я не могу. Это не в моих силах.

Я могу только, как и любой другой человек, честно выполнить свою работу в рамках оговоренного бюджета и ТЗ, прилагая к выполнению работы все свои силы, знания и умения.

Разрешите на этом закончить открытое письмо к заказчикам. Жду ваших ответов в комментариях.

Popularity: 1% []

——————

Похожие посты из рубрики Kопирайтинг и контент:

  • Открытое письмо к заказчикам текстов!
  • Каким бывает СЕО-копирайтинг
  • Одна в двух лицах или, что я, как заказчик, могу сказать о копирайтерах
  • День фриланса и победа фриланса!
  • Почему 1 доллар дороже 1 000 000?
  • 22 комментария на “Открытое письмо к заказчикам текстов!”

    1. Яростно плюсую каждое слово! Страницу — в закладки, и ссылку на нее — каждому заказчику :)

    2. Буду знать впредь! И советовать всем!

    3. Поддерживаю Наталью. Даже если заказчик сразу не выдвинул требований, очень часто обвинения поступают уже потом — продаж нет, переходов нет, еще чего-то нет... Даже если текст написан в соответствии с ТЗ и он изначально понравился клиенту.

      И постепенно накапливается такое вселенское чувство вины за все проблемы на свете, что жить не хочется. Точнее, это чувство вины тебе активно пытаются привить — хочешь ты этого или не хочешь.

      Это как суеверие — если день не задался, нужно в этом обвинить черную кошку, которая утром перешла дорогу. Хотя причины на самом деле могут быть вполне себе земными, а не притянутой за уши магией.

    4. Как обычно выглядят ТЗ, после которых заказчик — не доволен? Пару примеров можно???

    5. а может поставить такую софтину как CLCL

      (работает с буфером обмена)

      Создаёте темплейт и в нужные моменты вставляете в текст не набирая его наново.

      По роботе часто приходится отвечать клиентам в письмах одно и тоже.

      Пришлось один раз настроить а теперь ест проблема есть заготовка с готовым ответом.

      Как думаете?

    6. Я не копирайтер, я риэлтор. Но подпишусь под каждым вашим словом. В нашей сфере клиенты также просят гарантий, которые никто не в силах предоставить. Так устроены люди. В последнее время я отказываюсь работать с наиболее озабоченными клиентами — никакие деньги не стоят потраченных нервов.

    7. volos_86 Всегда хочется отвечать лично каждому — ведь и запросы у всех разные. Но в итоге все равно приходится писать одно и то же. ;)

    8. Добров Константин Я не смогу выложить сюда ТЗ. Но, на самом деле заказчик может сказать после выполнения — «ой, я думал получится что-то другое!» И все ТЗ насмарку, поскольку заказчик его не сам писал, а попросил секретаршу, например. Или у него «концепция поменялась». Но чаще всего — заказчик вообще смутно представляет — что ему нужно и как это должно выглядеть.

    9. lightg ;) С чувством вины работать нужно! ;) ))) Иначе быстро потеряешь профессионализм.

    10. Похоже на попытку снять с себя часть обязательств. Клиент всегда прав — вы слышали о таком?)

    11. Константин Клиент, конечно, всегда прав. Но представьте — вы хозяин магазина, к вам приходит клиент и начинает прямо в торговом зале пробовать... к примеру вино! Одну бытылку открыл, попробовал — «не нравится», другую открыл — «не нравится», третью, четвертую! Напился ;) ! А потом говорит — мне ничего не понравилось — платить не буду — все вино — дерьмо!

      Как по вашему — этот клиент прав?

    12. В чем-то я с вами согласна, Наталья. Но мне вот что интересно... Я копирайтом три года занимаюсь. За это время мне почему-то ни разу не приходилось объяснять заказчику все то, что вы описали, и уж тем более никакого чувства вины. Если есть какие-то претензии к качеству — я лучше доработаю, чем буду вступать в длительную и бессмысленную дискуссию.

      В моем понимании, задача копирайтера не четко выполнить ТЗ, а написать продающий текст, который ПОНРАВИТСЯ заказчику.

      Многие заказчики ведь просто не умеют составлять ТЗ. Их не надо в этом обвинять, лучше помочь сформулировать свои пожелания.

    13. Ну зачем такие утрированные примеры?)))

      Вот вы целое письмо написали о том, что заказчик не прав. Зачем? Чтобы доказать, что вы выполнили свою работу как подобается? Результат ведь останется неизменным — недовольный клиент. Да, тут мало того что недовольный, так еще и виноватый)

    14. Да, это точно, как должна выглядеть статья чаще всего никто не представляет (а то бы сами написали). Вынуждена пытать заказчиков до последнего. «А на каких сайтах вам текст нравится? А на каких нет? Нужен технический или лирический стиль?» И еще двадцать подобных вопросов. Если я сама не понимаю, как это может выглядеть, я отказываюсь от заказа. И, конечно, даже при этом, бывают просто вредные клиенты. Доходило до смешного. Написала статью. «О, Боже! Совсем никуда не годится! Я сейчас все сам перепишу!» К счастью, это был не заказчик, а человек, к которому заказчик послал за интервью. К тому же «переписал» он следующим образом: в трех-четырех местах в тексте слова местами поменял. И убрал одно предложение. А заказчику, что в первом, что во втором варианте, все нравилось и так.

    15. Вообще я знаете что думаю, это письмо должно быть в теме «Между нами копирайтерами». Заказчиков им пугать не стоит)

      Наталья, информация к размышлению) Если вы изучали маркетинг, то наверняка слышали такой пример. Многим компаниям советуют открывать круглосуточную горячую линию, чтобы каждый клиент мог задать вопрос, оставить предложение или пожаловаться. Так вот о жалобах. Давно доказано, что многим клиентам нужно не столько деньги вернуть, им нужно, чтобы их услышали и приняли их слова во внимание. Я не помню цифры, но процент достаточно велик, когда такие недовольные клиенты, «выпустив пар» обращались в ту же компанию вновь.

    16. Константин Мои заказчики — люди крепкие ;) )) Их не напугаешь. Соглашусь с тем, что людям иногда нужно выпускать пар. Но такие «горячие линии» хороши для крупных контор, я не могу себе позволить целый день слушать жалобы — да у меня их и не бывает.

      Вообще-то статья не от жалобах на заказчиков, если вы заметили. Она о том, что заказчики часто ждут от статьи того, чего копирайтер им просто не в состоянии обеспечить. К примеру продажи зависят не только от текста на сайте...

    17. Константин Если вы были внимательны, то письмо совсем не о том, что заказчик не прав. ;) )) А о том, что есть вещи, которые не зависят от копирайтера. И ответственость копирайтера имеет свои границы. То есть если ваша секретарша грубит тем, кто звонит или не может адекватно ответить им, и у вас по этой причине нет продаж, то копирайтер и его текст тут не при чем...

    18. «Причин для неудовольствия — масса. Но все они субъективны»

      Мне вот это понравилось)))) Вы так сразу да, какая разница какая причина, все равно я права))))

    19. Сергей Если вы были внимательны, то речь шла вовсе не о том, кто прав. А о том, что у заказчиков часто бывают нереальные ожидания от заказываемых текстов. Впрочем мне очень интересна ваша точка зрения вот по какому вопросу: если заказчик получил грамотный, уникальный, хорошим языком написанный текст, соответствующий ТЗ, то каковы могут быть объективные критерии неудовольствия?

      Можно написать списком. В следующей публикации обсудим!

    20. Нет таких критериев. Каждый видит мир по-своему и кто-то — совершенно иначе, чем вы.

      Доказать здесь ничего не возможно. Скажем, в мире есть фанатики Сальвадора Дали. А есть и те, кого от него тошнит.

      Кто прав?

    21. emanno Вот я и пытаюсь объяснить, что критерии «нравится-не нравится» — это субъективное мнение, которое не может само по себе служить оценкой работы.

    Все пингбеки на эту запись:

    Оставьте свой отзыв