Обращайтесь!
Литературные негры

Литературные негры — кто они?

Недавно у меня брали интервью, в котором попросили рассказать о «таком явлении, как литературное рабство». Если честно, то я никогда не задумывалась о том — кто такие те, кто называют себя литературными неграми. Пришлось поизучать этот вопрос. Результатом изучения стало то, что изложено ниже.

Литературный негр. Определения

Вначале разберемся с терминами и попробуем определить — кто такой литературный негр или литературный раб. В общем и целом литературные негры — это люди, которые пишут тексты, но под этими текстами не стоит их имя. В каких случаях это происходит?

Литрабы-однострочники

«Управляй мечтой», «Тогда мы идем к вам», «М-м-м, Данон» — слоганы, тексты для рекламных роликов, названия для фирм и брендов. Под ними никогда не стоит имя автора. Специалисты, возможно и знают — в каком именно рекламном агентстве придумали то или иное название или торговую марку. Но имя копирайтера, который придумывает такие тексты, в большинстве случаев остается никому неизвестным. Он работает в рекламном агентстве или предлагает свои услуги на биржах в интернете — не важно. Он получает деньги за результат или ему выплачивают оклад, в рамках которого он работает. Его специализация — короткий текст: надпись на открытке, слоган, подпись под изображением. Он это умеет и получает оплату за свой труд. Возможно когда-нибудь он издаст свои «произведения» отдельным томом. Его ценность будет скорее архивной, чем литературной. Однако, если «краткость — сестра таланта», то эти люди просто чертовски талантливы!

Афролитераторы. Получающие деньги за чужую лень

Вам лень писать курсовую, слово «дипломная» вызывает у вас головную боль, а сдача диссертации для вас, как нож у горла? Призовите на помощь афролитератора. Он все сделает за вас, но, по сходной цене. Он это умеет и вряд ли испытывает по этому поводу какие-то угрызения. Его труд оплачивается, и оплачивается весьма неплохо. То, что его «произведения» публикуются и защищаются под чужим именем — его не смущает. Он зарабатывает деньги на чужой лени (или на чужой бездарности). В какой-то мере он этой лени даже благодарен — если бы ее не было — он лишился бы заработка.

Литературные негры интернета

Как много вы видели «продающих оптимизированных текстов для главной страницы», которые подписаны чьим-то именем? А все это кем-то написано. И кто-то за это всё получил свою оплату. Держу пари, что многие литературные негры такого типа не станут афишировать свое участие в написании того или иного текста. Требовать, чтобы под такими текстами стояло имя автора — нелепо. Однако, если копирайтер литературный негр, пишет серию стаей, или наполняет сайт на регулярной основе, то он может договорится о том, чтобы поставить на его сайт (блог, профайл) ссылку с анкором «наполнение сайта».

Кстати, можно наполнять не только сайты, но и форумы. Вы придумываете (создаете) персонаж (несколько десятков персонажей) и они начинают жить своей жизнью работать по заранее составленному плану, раскручивая с вашей помощью или сам форум или какие-то товары (услуги) на посещаемых форумах. Это интересно — можно прожить несколько жизней, примерить несколько имиджей и все это — за весьма неплохую оплату.

Есть еще один вариант. Вы не имеете достаточного опыта (или таланта, или того и другого). И вас берет под крыло более опытный товарищ. Вы пишете тексты на темы, которые получаете от него, он их обрабатывает, редактирует и продает дальше. Иногда вы можете даже не знать о том, что кто-то, кто покупает ваши тексты на какой-то бирже статей по доллару, после редактирования продает их уже по десять долларов за килознак. Но скорее всего вас это устраивает — вы имеете постоянный поток оплачиваемых заказов; можете совершенствоваться, получая обратную связь. Со временем вы сможете повысить расценки или найти себе своих постоянных заказчиков, уйдя из под крыла вашего «учителя». Это отличный способ научится чему-то и одновременно получать за это деньги.

Писатели-призраки. Под крышей бренда

Имя раскрученного автора — это уже не просто имя. Это БРЕНД. Обычно бренды принадлежат самим авторам. Но иногда — бренд создает и раскручивает издательство. Такой человек и пароход человек-бренд уже себе не принадлежит. Он принадлежит истории :). Издательству нужно кормить кучу голодных ртов. И оно не может себе позволить ждать, когда писателя посетит какая-то муза. Можно попросить писателя обозначить канву следующего произведения и отдать эту канву для вышивания другим, нераскрученным писателям — книггерам. Они напишут все, что нужно, а брендированное лицо сведет это все воедино. Иногда таких соавторов указывают на обложке, иногда они проходят как «литературные редакторы», иногда их упоминают в благодарностях, иногда не упоминают вовсе.

Есть еще один вариант. Известный человек надиктовывает свои мемуары или лекции. Литературный раб — обрабатывает надиктовку, набирает ее на компьютере, редактирует и потом мемуары (учебники) публикуются под именем того, кто их надиктовал. Талант такого сотрудника или фрилансера заключается в том, что он может любой лытдыбр превратить в связный текст.

А еще можно писать за известное лицо речи, отвечать на вопросы интервью в прессу, готовить от его имени письма и даже вести за него блог. Такой человек может иметь гордое звание PR-менеджера, но часто его имя знают только «приближенные». В такой роли часто оказывается один работник, а не команда — тут важен определенный стиль изложения, подходящий имиджу «хозяина». Такого человека обычно берегут — найти ему замену трудно, к тому же он «слишком много знает», поэтому ему платят и весьма неплохо. А все остальные принимают за чистую монету то, что говорит и пишет известный человек, к примеру политик.

Иногда такой человек — просто спаситель для «звезды», которая двух слов связать не может и в интервью про родителей может сказать, что ее голос это «помесь камерунского папы и русских просторов». 😀 Лучше уж написать за нее текст, чем редактировать то, что она расскажет сама.

Литературный раб — переводчик

На новостных сайтах ежедневно публикуют переводные новости. Вы когда-нибудь видели под ними имя автора. Я — не видела. Переводчик — профессия оплачиваемая, но известности не приносит. Хотя та же Анна Ахматова ставила под переводами малоизвестных авторов свое имя, чтобы дать им возможность заработать. Было ли это рабством? Наверное нет — ведь они могли бы и не соглашаться на такой подарок. А Ахматова свою известность приобрела все-таки не только благодаря переводам.

Бюро переводов, кстати, может содержать штат переводчиков на окладе, а может работать с ними удаленно попроектно, обеспечивая работой и куском хлеба тех, кто не может похвастаться известностью Анны Ахматовой. А мы все в результате можем наслаждаться текстами, которые никогда бы не прочитали, если бы не эти «бойцы невидимого фронта». Всем хорошо — и нам и им. Бюро в этом случае выступает как посредник, но оно же и производит «естественный отбор» переводчиков, отказываясь от услуг тех, кто не справляется с качеством и количеством и повышая расценки тем, кто работает быстро и качественно. Впрочем, последние всегда могут найти работу и на стороне, а заказчик гарантированно получит качественный перевод текста.

Литературные наемники — объемники

Энциклопедия, справочник, словарь. Что объединяет все эти печатные «произведения»? Все они должны содержать большой объем информации и при этом все статьи должны быть выдержаны в едином стиле. Авторы в таких томах тоже обычно не указываются. Этот объем текстов могут заказать одному человеку, а могут заказать и нескольким людям, но тогда кто-то редактирует все тексты, приводя стилистику «к одному знаменателю». У такого справочника всегда есть дедлайн, поэтому выбор литературного наемника должен быть весьма взвешенным — иначе работу не сдадут в срок. Если есть один человек, способный выдать огромный объём текста — он получит весь заказ. Если такового нет — заказ распределят между несколькими писателями.

Литературные рабы телевидения и корпоративов

Сценарии. Сценарии. Сценарии. Телеканалам ежедневно нужны десятки сценариев. Большинство из них телевидению нужны оптом. Многие реалити-шоу снимают вовсе не спонтанно, а по сценарию, или хотя бы в канве определенного формата. И все это кто-то пишет. Платят за это неплохо, даже очень неплохо. Один сценарий для получасовой сериальной серии может принести доход размером в зарплату менеджера средней руки за месяц. Впрочем, на его написание может уйти уйма времени. Кстати, это в офисе можно делать вид, что работаешь, а на деле гонять карты по монитору. С творческими специальностями это не проходит. Его величество дедлайн — это главный стимул и двигатель работы копирайтера.

Стихи и корпративные поздравления. Они, конечно могут и сами, но некоторые заказывают профессионалам. Естественно под таким поздравлением стоит подпись «Фирма имярек», а не ФИО копирайтера. А таких стихов перед Новы годом и 8 марта нужно ого-го сколько!

Литературные негры. Pro & contra

Давайте сразу расставим все точки над i. Раб — это тот, кто НЕ получает денег за работу и не имеет возможности уйти от «хозяина». То есть раб работает бесплатно и никогда не найдет оплаты за свой труд. Те, кого сейчас именуют литературными неграми — свою оплату получают. И получают они ровно столько, насколько себя ценят. И они могут уйти от «хозяина» в любой момент и заняться чем-то другим. Например политикой, или фотографией. Они могут даже написать собственную книгу и издать ее под своим именем. И, если она будет интересная, то ее и купят и продадут.

Я могу привести  свой собственный пример.

  • Однажды в институте я написала реферат по которому мой преподаватель защитила диссертацию. За реферат я получила пять и зачет, прогуляв при этом ВСЕ лекции и семинары.
  • Первую свою книгу я написала в «соавторстве» с несколькими другими людьми. Двое из них ее редактировали, остальные стояли на обложке «для галочки». Писала текст, верстала и рисовала картинки я сама. И получила деньги за эту книгу и за ее переиздания. И до сих пор горжусь этой работой (она и сейчас востребована).
  • Участвовала в трех переизданиях лекарственного справочника (формат А4 более 500 страниц) и писала все обзорные статьи по заболеваниям три года подряд.
  • Набирала с диктофона и редактировала мемуары юриста-историка, в итоге вышел двухтомник по 500 страниц каждый.
  • Составляла косметический справочник, обрабатывая предоставленную информацию и интервью, которые брала у специалистов-косметологов. В итоге — книга в 600 страниц.
  • Сочиняла сценарии для психологического телесериала. 😉
  • Создавала персонажей для «работы на форумах» и работала с ними. 😉 😉
  • Писала тексты более чем к 100 сайтам, несколько сайтов наполняю текстами на регулярной основе, включая собственные (сама у себя в рабстве 😉 ).
  • Доклады для профессора — да. Конечно под его чутким руководством.
  • Рекламные слоганы, тексты, истории из жизни и тому подобные задания рекламного агентства.
  • Ну и просто статьи, которые публиковала в журналах (под своим именем или под псевдонимом) — впрочем они были подписаны мною, так что это уже не рабство».

Итак. Вы можете что-то писать, но никто никогда не узнает о том, что это написали вы. И при этом вы будете получать за это деньги. Если вам денег не нужно, а нужна слава — можно найти другой способ прославится — сесть с шапкой в руках на Лобном месте, к примеру, предварительно пригласив туда телевидение. А если вы умеете стабилно и хорошо работать, то почему бы не продать свой труд за реальные деньги?

Впрочем можно не выбирать между синицей и журавлем. Никто вам не запретит писать речи под чужим именем, а детектив под своим. Если вы с этим справитесь — то обязательно прославитесь и с голоду при этом не умрете.

Удачи!

Комментарии (20) на “Литературные негры — кто они?”

  • :

    Прекрасная структурированная статья — приятно почитать.

  • Старый журналист:

    Должен Вам сказать, госпожа , что давно уже обратил внимание на особенную качественность публикуемых Вами материалов. Этим они меня просто радуют. Ваша фамилия — настоящий бренд. С чем Вас и поздравляю!

  • Кстати, кто-то ведь еще и анекдоты сочиняет.

  • :

    Хорошо, что мы не в Америке, Наталья. А то за негров… понимаешь.
    А как там бы звучало? Ну, да: литературные афроамериканцы.

  • emanno, ну я поэтому упомянула все варианты написания 😉 термины-то не я придумывала

  • :

    Ваша тема конечно, актуальна для пишущих людей. Но обидно даже не отсутствие имени — да фиг бы с этим.
    Сам труд копирайтера ценится очень низко, даже среди элиты.
    Ведь написание хорошей статьи отнимает кучу времени и заставляет полностью уходить в тему. Для меня это всегда мучительный процесс — настоящий мозговой штурм.
    Но вообще-то я уверен, что автору более важен сам акт творчества. Копирайтеры — это вообще большие дети. Самая маленькая похвала для нас намного важнее, чем просто деньги.

  • emanno, а я всегда говорю — цените себя! Не хватайтесь за заказ ради заказа. Требуйте адекватной оплаты за качественную работу. И все будет — и слава и бутерброд с маслом. 😉

  • shurup:

    Интересно, сколько такой «негр» за «М-м-м, Данон» получил. Я бы в «негры» пошел! 🙂

  • shurup Может оказаться, что ничего особенного он не получил. Кстати, музычку к это «фразе» писал композитор? Или копирайтер ее придумал вместе с фразой? 😉

  • :

    Я бы и с «нгра» работать копирайтером начала. Учиться ведь надо

  • :

    Г-жа Наташа !
    У вас единственная рассылка, которую не просто полезно, но приятно читать.
    Успехов Вам и здоровья !

  • Сергей, спасибо, 😉 Мне приятно!

  • Владимир:

    Спасибо, немного даже посмеялся. Все разложено по полочкам, классифицировано как у кунц-камере.
    Статьи очень интересные, спасибо.

  • :

    Была одно время «негром». Потом стало как-то коробить. Тем более когда пишешь не просто СЕО-текст, а красивый, продающий текст, которым потом гордишься. Хотя иногда, Вы правы, хороша оплата скрашивает принадлежность к племени литрабов.

  • :

    Я тоже пробывала пописать тексты за деньги, но это занятие оказалось не для меня. Не хотелось писать по указке, потому что я кошечка своевольная))

  • :

    Могу предложить еще одно негра — писатель постов для блогов!
    Что то уж их много развелось в последнее время.

  • Наталья, а в чем рабство, если вы получаете оплату за труд? На мой взгляд — это просто такой вид работы.

    Vasiliy, еще больше развелось создателей блогов для заработка. 30 рублей в день — мечта создателя ГБ!

  • flower20:

    откуда вы этот термин вообще взяли?

  • flower20 В статье об этом написано. Вы невнимательно читали. 😉 У меня спросили в интервью — как я отношусь к «имярек» и считаю ли я себя таковой. 😉 В результате я написала этот пост, поскольку в двух словах ответить невозможно. Вот и все.
    А термин этот уже давно существует и не только в России. 😉

  • :

    Рабство в том, чтобы делать не нравящуюся работу за деньги. Если нравится и платят — это нормально, а если через себя за некую сумму — это рабство.