Похоже, что только что я потеряла потенциального заказчика. История вовсе не грустная — скорее наоборот — это история со счастливым концом. Ибо трудно угодить клиенту, который сам не знает — что он хочет. А еще труднее угодить тому, кто хочет все и сразу. Однако расскажу обо всем по порядку.
Заказчики текстов для новых сайтов
Сайт у заказчика текстов на момент нашего первого контакта еще отсутствовал. Однако он знал, что нужно иметь несколько доменов, звучащих как название фирмы. Я, кстати, до сих пор не знаю, зачем это нужно фирме, название которой, как в советские времене представляет собой сложно составное слово типа «ремстройсбытпоставка». Неужели кто-то будет вводить в адресную строку своего браузера это слово пятью разными способами? Для этого есть . И если вас будут искать по названию — важно, чтобы это название присутствовало в шапке сайта хотя бы на одной странице, описывающей вашу фирму. Тогда вас найдут в любом случае, вне зависимости от того — сколько доменных имен вы купили. Наверное мой заказчик закончил и решил, что уже все знает. Ну да ладно, идем дальше.
Заказчики текстов начинают с семантического ядра
Заказчик согласился с тем, что для сайта нужны тексты. И спросил меня — какие лучше тексты писать. Я пояснила, что все зависит от его задач. Он сказал, что ему нужны посетители и заказчики. Тогда я предложила составить семантическое ядро для будущего сайта. Заказчик согласился.
Запрос для главной звучал так: «ремонт квартир в Москве». Конкуренция огромная. Директ предлагает начинать с бюджета в 1 500 000 рублей (а рубль — это все-таки не какой-нибудь таджикский сомони). Однако директ должен приводить посетителя не на пустую страницу, а на внятные тексты, иначе деньги будут потрачены впустую!
При этом директ — услуга одноразовая. Такие огромные бюджеты на постоянной основе могут позволить себе немногие. А оптимизированные тексты — они все время будут приводить посетителей. С этим заказчик согласился и я составила ему семантическое ядро.
Заказчики текстов начинают и переигрывают
После составления семантического ядра у нас состоялся весьма забавный разговор, сути которого я так и не поняла.
- Вначале заказчик заявил, что ему не нужны посетители, а нужны заказчики. Мой комментарий о том, что без посетителей не будет и заказчиков он проигнорировал.
- Потом сказал, что тексты на сайтах никто не читает. На что у меня не нашлось что сказать. 🙂
- Потом сказал, что не хочет статьи про «», потому, что это «дурацкое слово». Я сказала, что его можно убрать из семантического ядра, но люди его ищут, а значит хотят именно такой ремонт. Он решил, что подумает.
- Потом выяснилось, что ему нужны тексты, которые заставят людей позвонить и сделать заказ ремонта. На мой вопрос о том, о чем должны быть эти тексты, он сказал, что они должны быть о том, какая у них замечательная фирма и как она все классно делает. На вопрос о том — зачем будет нужен этот текст, если тексты все равно никто не читает (см. пункт первый), он ничего не сказал.
- И в завершении всего этого начал мне объяснять, что ему не нужны оптимизированые тексты, а нужны статьи про то как «», с объяснениями о том, что не нужно заказывать дизайн, а нужно сразу звонить им и заказывать ремонт.
- И в конце-концов он выложил мне свой план: они разбросают листовки в почтовые ящики новостроек и по этим листовкам люди придут на их сайт, почитают про то, как фирма все завмечательно делает, а так же про то, что дизайнеры всех дурят и сразу позвонят им и сделают заказ.
После этого оказалось, что статьи он уже «набросал сам». Я улыбнулась в трубку, ибо сказать мне было нечего. А он попросил у меня тайм-аут. Что-то мне подсказывает, что он не перезвонит.
И слава богу!
- Когда заказчик текстов знает чего он хочет — с ним можно работать.
- Когда заказчик текстов НЕ знает — чего он хочет — ему можно предложить варианты на выбор, остановиться на одном из вариантов и начать работать.
В моем случае заказчик текстов не просто не знает — чего он хочет, он еще и не хочет выбрать из предложенных вариантов ни один, поскольку идеального варианта для себя он не нашел.
В его идеале — он владеет строительным порталом с интересными статьями, который в топе по высокочастотникам и приносит ему кучу заказов. Причем все это должно произойти буквально завтра. Но так не бывает. Поэтому или ему придется принять решение или у него ничего не получится.
И в завершении: алгоритм для заказчика текстов.
1. Решить — что вам в первую очередь нужно от сайта
- заказчики
- читатели
2. Решить — где вы хотите брать посетителей:
- В Директе
- Через поиск
3. Действовать, согласно выбранному плану:
- 1.а.2.a Продающие тексты, на страницах, куда ведут ссылки из директа.
- 1.а.2.b. Оптимизированные под запросы продающие тексты.
- 1.b.2.a. Интересные тексты (вопрос только в том — как вы будете оплачивать директ).
- 1.b.2.b. Интересные тексты, оптимизированные под запросы.
Как видите пункты 1.а.2.b. и 1.b.2.b. — одинаковые.
Пункт 1.а.2.a требует большого стартового бюджета.
Пункт 1.b.2.а. очевидно свидетельствует о том, что прибыль сайт принесет только в случае большого количества статей и новостей и наличия рассылки. На создание такого портала нужно много времени, денег и сил. Это будет ОЧЕНЬ долго или ОЧЕНЬ дорого.
Выбор, конечно, как всегда за заказчиками текстов.
Жесть, конечно... А вообще-то именно потому я и не люблю работать с заказчиками напрямую — почему-то дом меня добираются какие-то клинические идиоты или вообще дети... На самом деле, биржи копирайтинга берут совсем недорого за очень важную часть работы — они заставляют сформулировать заказчика ТЗ до того, как ты берешь заказ в работу, и не дают ему изменить его. Поэтому биржи, ИМХО, рулят!
На бржах тоже попадаются... «В 5000 знаков нужно 3000 вхождений ключевых слов» и дальше список этих слов... 🙂
При этом на биржах заказчики считают, что 10 центов за 1000 знаков — это нормальная цена за текст, а еще при этом хотят «качество», ккоторое тоже у них критериев не имеет. 😉
Хммм. ну не знаю, мне в этом плане нравится копилансер — там уважают вменяемого заказчика, и делают все для того, чтобы таких было большинство...
Я продала часть статей на текстсейле. На копилансере мне пока прибыль приносят в основном рефералы. 😉
На биржах я выступаю заказчиком. И немного заступлюсь за них. Во-первых, это биржа — рынок, и вы продаетесь за ту цену- за которую вы себя цените. во-вторых, спрос диктует предложение и наоборот, а на биржах появилось столько копирайтеров, что иногда приходится объяснять , что такое ключевые слова. Иногда думаешь- сама б уже написала- просто времени нет, поэтому иногда и откровенно ломаю цену. Как заказчик- заказчику рознь, так и копирайтер-копирайтеру не близнец
Вот поэтому я предпочитаю писать для своих сайтов и заказывать для них статьи у хороших копирайтеров. 🙂 Это лучше, чем писать для тупых заказчиков. 😉
Fia, а зачем заказывать на биржах, ломая цены и копья (объясняя — что такое ключевики)? Почему бы не работать с профессионалами?
Verytruth — ну в этом я с вами согласна!
Мне кажется биржи существуют для удобства и тех и других? у меня нет времени искать по сети копирайтеров-профессионалов. На бирже я нашла нескольких копирайтеров с которыми сейчас и работаю постоянно.
Вы же сама писали, что до того, как найти — перепроовали нескольких, которым нужно было много объяснять. А кому-то время дорого.
Есть еще один момент, как бывший кадровик и рекрутер могу объяснить. На биржах- «рынок работодателя»- как и везде на рынке труда и там я диктую цену- не хотите- не беритесь, и у меня есть выбор. И мне проще неопытного писателя заточить под свой запрос. А если я буду обращаться к вам (так называемый «рынок кандидата») — захочу вас схантить))), Вы, естественно, зная себе цену, дешево продаваться не будете, и мне придется с вами считаться и в других мелочах- сроки, форма оплаты, контракт, отчисления, и т.д. Разница в том что мне нужно...)
То есть вы тот, кого на биржах называют «рабовладельцем» 🙂
Здесь мне немного обидно за качество текстов, которые в результате такого «сотрудничества» заполняют сайты.
Однако, если «пипл хавает» и вас это устраивает, то вы правы. 😉